Александр Собянин: американская операция в Венесуэле положила конец мировой дипломатии
Операция по внесудебному и внеюридическому захвату действующего лидера одного государства повлияет на дипломатическое будущее всей планеты. Председатель фонда развития Азии, востоковед и военный эксперт Александр Собянин в интервью для AsiaToday рассказал о том, как и для чего готовилось похищение Мадуро и где еще может повториться подобный военно-политический ход.
США никогда не останавливались перед прямым военным вторжением и дворцовыми переворотами. Но именно вот эта операция повлияет на ход истории, потому что другие страны теперь будут пытаться ее повторить. Период дипломатии ООН, который длится с 1945 года, закончился.
Мадуро подвел «золотой осел»?
– Осел, груженый золотом, или мешки с богатством как средство изменения ситуации в соседней стране начали практиковаться задолго до появления войн как вида конфликтов. То есть покупка лояльности соседней деревни, соседней местности через коррупцию — это достаточно древний метод, поэтому то, что скупили всё военное руководство, ведь вертолеты летали и стреляли, их якобы не обнаруживали системы ПВО, которые были заглушены. Ни один вертолет не был сбит, хотя в такой густой застройке, в такой гористой местности это было бы вообще не проблема, то есть дело в предательстве. Также, видимо, предупреждены были специалисты российские, которые помогали отстроить охрану Николаса Мадуро, видимо, им деваться было некуда. Потому что у России нет не только никаких военных возможностей как-то влиять на происходящее в Южной Америке, но и нет юридического легитимного права вмешиваться.
Операция «с закрытыми глазами»: как для захвата Мадуро была построена точная копия его поместья на американской базе в Пуэрто-Рико?
– Это операция была достаточно хорошо подготовлена в военном смысле, потому что предательство было и в ближнем окружении Мадуро. Его поместье было отстроено на американской базе в Пуэрто-Рико вплоть до точной фактуры стен, высоты бордюров, поребриков, ступенек.
К этим 20 минутам военной операции американцы готовились несколько месяцев. И бойцы были способны с закрытыми глазами в полной темноте выполнить эту работу. Потому что это уже мышечная механическая память, а не анализ боя, то есть в военном отношении, конечно, операция прекрасная. Скупка военного руководства, скупка личного окружения и хорошая военная подготовка и военное обеспечение самой операции, это прекрасно было в военном смысле сделано. Что очень хороший знак для всех, кто всерьез полагается на ближайшее окружение, на лояльность. На лояльность ближайших силовиков и ближайших генералов, ближайшего политического окружения, потому что именно все те, кого за эти долгие годы правления Николас Мадуро привел на самый верх, именно они и продались.
В каких еще странах такое могут повторить?
– Такие успешные операции Америки возможны не во всех странах-врагах, а только в тех государствах, где утеряна связь высшего руководства и населения. Это очень важный момент, который не обсуждается. Подобная операция возможна, скажем, на Украине. И невозможна в Пхеньяне, невозможна в Пекине.
Где она уже была успешна, давайте вспомним: Ирак, Венесуэла, Ливия. Что объединяет эти страны, где были совершены успешные операции американские? В них лидеры не просто правили десятилетиями, но во второй половине своего правления они теряли связь с реальностью. Николас Мадуро, придя к власти, поначалу очень быстро развивал экономику и общество, имеются в виду школы, больницы, социальная жизнь. Это общее было и в Сирии при Асаде старшем, и при Саддаме Хусейне, и при Уго Чавесе. Но затем, поверив во всевластие спецслужб, поверив в то, что полицейский аппарат и контроль за СМИ достаточен для того, чтобы население было лояльным, эти лидеры начинают практиковать волюнтаризм и избиение собственного народа. Инфляция в Венесуэле при позднем Мадуро была чудовищной — 130 тысяч процентов. Это просто было избиение экономики, больше четверти населения были вынуждены покинуть страну. Это безобразное отношение к собственной экономике, к собственному хозяйству, к собственному населению на основании веры во всевластие спецслужб, контроля и дубинки. И только при этих условиях возможны такие операции.
Я напомню, что маленькая Куба, близко не стоявшая по размеру с Венесуэлой по объему денег и по размеру вооруженных сил, стойко отражала военные атаки США. Больше 300 покушений было на Фиделя Кастро, и не было ни разу, чтобы ближайшее окружение предало бы своего вождя.
Почему все считают, что американцам нужна венесуэльская нефть?
– Америка является одним из трех крупнейших мировых добытчиков нефти, у нее своей нефти немало. Значение венесуэльской нефти для нефтяного рынка США ничтожно. А вот на что действительно повлияет нефть, так это на контроль американских двух компаний, которых Трамп всенародно пообещал вернуть — Exxon Mobil и Chevron. Это также необходимо, чтобы принудить китайские и российские нефтяные компании подчиняться американским правилам.
В Венесуэле добыча нефти маленькая, но запасов больше, чем в Саудовской Аравии. Американцам не нужна венесуэльская нефть для американской экономики. А вот взятие стратегического контроля за нефтью в будущей мировой большой войне — это серьезный аргумент. Потому что американцы сейчас будут выводить свои воинские контингенты с Европы полностью и в значительной степени с Ближнего Востока. Американские банкиры, американский истеблишмент должен быть уверен, что удалившись с Ближнего Востока, они сохранят стратегический контроль за нефтяным рынком планеты. Вот для этого Венесуэла, конечно, понадобится.