В Кыргызстане появится филиал лондонского Сити?

Это не праздный вопрос. В Кыргызстане президент Садыр Жапаров подписал ряд законов, которые наделяют особым статусом специальную финансовую инвестиционную территорию «Тамчы». Располагаться они будет рядом с одноименным населённым пунктом и международным аэропортом на северном берегу знаменитого озера Иссык-Куля. В этом же регионе находится одно из крупнейших золоторудных месторождений мира – Кумтор… Заинтересовались?
История вопроса
Тамчы – в переводе с киргизского означает «капля». По ходу, авторы проекта ожидают не отдельные редкие капельки, а настоящий дождь. Вероятнее всего – из денег, свободы от местных законов и т.д.
В Лондоне имеется район Сити – называемый финансовым центром мира/очагом мирового зла, фундамент британского империализма. Здесь размещаются штаб-квартиры многих крупных формально финансовых корпораций, чьих основателей и руководителей обвиняют в неуёмной жажде наживы, поклонении тёмным силам, желании истребить человечество и т.п. Сити – это государство в государстве. Кто выше – мэр района или король Великобритании? Вроде бы, ответ очевиден – король. А нетушки, правитель Туманного Альбиона может лишь раз в год официально посетить этот небольшой район столицы. При этом, мэр Сити встречает его лично на границе и сопровождает монаршую особу во время его визита.
Теперь к нашей теме. Президент С.Жапаров подписал закон «О специальной финансовой инвестиционной территории (СФИТ) «Тамчы». Документ официально учреждает в Иссык-Кульской области зону с особыми налоговыми и юридическими условиями, рассчитанную преимущественно на иностранных инвесторов.
Закон опубликовала государственная газета «Эркин-Тоо». Согласно документу:
Резиденты «Тамчы» освобождаются от всех налогов на 49 лет. Они смогут вести деятельность по международным финансовым стандартам, в том числе управлять активами, оказывать страховые, банковские, брокерские и юридические услуги, заниматься финтехом, исламским финансированием и игорным бизнесом.
Управление территорией возьмёт на себя частная компания, получившая полномочия от кабинета министров.
Для разрешения споров будет создан отдельный арбитражный центр, основанный на нормах английского права.
Также предусмотрены упрощенный визовый режим, возможность свободного расчета в любой валюте, включая криптовалюту, и режим свободной таможенной зоны в рамках ЕАЭС.
Под запретом: производство оружия, алкоголя, табачных изделий и добыча полезных ископаемых.
Закон о специальной финансовой инвестиционной территории «Тамчы» предусматривает внедрение уникальной модели управления, полностью независимой от государственных органов КР. Это территория со своим советом, регулятором и даже судом, решения которого нельзя обжаловать в судах КР.
Высший орган власти на территории — совет, куда входят представители кабинета министров и инвесторов.
Состав утверждается правительством, однако сам совет действует независимо. Председателя и членов назначают на пятилетний срок с возможностью переизбрания неограниченное число раз.
Совет определяет стратегическое развитие территории, управляет бюджетом, контролирует эффективность расходов, а также принимает ключевые внутренние процедуры.
Операционное руководство осуществляет управляющая компания. Ее руководитель назначается председателем совета и отчитывается перед ним. Компания отвечает за продвижение территории как международного финансового и туристического центра, за безопасность, лицензирование субъектов, инфраструктуру и взаимодействие с другими международными площадками. Также в ее полномочия входит обращение к президенту с предложением об изменении границ СФИТ и утверждение годового бюджета.
На территории действует отдельный регистратор, который ведет реестр участников и определяет порядок регистрации субъектов. При этом допускается участие иностранных граждан и компаний, а формы регистрации и ведения бизнеса отличаются от общегосударственных.
Финансовый регулятор СФИТ также независим от Национального банка КР. Он регулирует и лицензирует деятельность в сфере финансов, включая виртуальные активы, биржи и криптобанки. На эти институты не распространяется действие законодательства о банках, фондовом рынке и цифровых активах — действуют собственные акты СФИТ.
На территории создается международный центр по разрешению споров, состоящий из арбитража и комитета по спорам.
Это полностью автономная структура, не входящая в судебную систему КР. Ее решения обязательны к исполнению и не подлежат обжалованию ни в одном суде Кыргызстана.
Суд будет рассматривать гражданские и коммерческие споры между участниками СФИТ, органами управления и даже любые другие дела, если стороны добровольно передадут спор в его юрисдикцию. Причем центр имеет исключительное право толковать закон о СФИТ и акты, изданные в его рамках.
Органы управления СФИТ «Тамчы» не подотчетны госорганам и независимы от государства. Ни один из них не может быть признан банкротом, а сама Кыргызская Республика не несет ответственности по их обязательствам.
СФИТ «Тамчы» формируется как автономная структура с собственными законодательными механизмами, бюджетом, судебной системой и финансовыми институтами. Проект обладает значительным потенциалом влияния на экономическое развитие КР…
Как видим, в этот документ напихали всякого, в том числе и непихуемое. Как например, исламское право и игорный бизнес. В шариате последнее, как ростовщичество запрещены. Далее, ещё одна правовая закавыка – недавно этот же глава государства С.Жапаров подписал поправки в закон «О судах», в которых чётко сказано, что любой госорган или структура с участием государства могут оспорить решение любого суда на территории страны. А здесь – решения арбитража СФИТ – невозможно оспорить в республике. При этом, государство гарантирует, что органы управления этой «территории» не может быть признан банкротом. То есть, если эти «органы управления» втянут страну в какую-нибудь авантюру, то придётся отдуваться целому государству с его населением. О потенциальных масштабах остаётся лишь догадываться.
Естественно, что раз вводится английское право – то на берега Иссык-Куля приедут несколько лордов/судей, которые будут учить киргизстанцев как «любить британскую корону» и почитать её законы. При том, что у Великобритании нет конституции, как таковой. И там всё решается на прецедентах. Из более чем 200 стран мира, английское право использовалось лишь в 27 государствах доселе…
Раз уж суд по английскому праву, то в управляющих компаниях, однозначно будут присутствовать британцы. В соседнем Казахстане неплохое пособие на старости лет нашли себе некоторые бывшие премьеры и министры Туманного Альбиона. При этом, в законе не указано, сколько иностранцев и кыргызстанцев, в какой пропорции могут быть в топ-менеджерах этих управленцев.
По очень «удачному совпадению» эта зона оказывается на расстоянии трех-четырех часов езды от самого крупного золоторудного месторождения Кумтор. При том, что вдоль всей киргизско-китайской границы – начиная от Иссык-Кульской области по Тянь-Шаньскому и Памиро-Алайскому хребтам в Ферганскую долину Узбекистана идёт так называемый «золотой пояс». Так что, кроме самого Кумтора потенциально в регионе можно будет обнаружить ещё не одно крупное месторождение драгоценного металла и не только.
Имеется ещё один нюанс – из Киргизии запрещено вывозить золотосодержащий концентрат, а вот так называемый сплав «доре» - можно. Сплав «доре» - это около 75% золота, 13-14% - серебра и оставшиеся 1-2% - разные примеси. Именно из такого микста и делают банковское золото чистотой 99,99%.
К тому же, недавно Кыргызстан подписал соглашение с платформой Binance и активно при поддержке таких монстров как банковский дом Ротшильдов развивает свой цифровой сом и активно пробуется в развитии различных криптовалют. Правда, в отношении всей современной кутерьмы с цифровыми технологии сохраняется прочная завеса тайны.
Также напомню, что такие мировые гиганты как Всемирный банк и Международный валютный фонд готовятся финансировать в Кыргызстане ряд крупных инфраструктурных проектов, который увеличит в несколько раз внешний долг страны. А если вздумают выбить свои деньги назад, то ехать и судиться далеко не надо – согласно вышеуказанным документам, всё можно будет решить в судах СФИТ «Тамчы» по английскому праву и чьи решения не могут оспариваться в судах самой Киргизии и обязательны к исполнению.
Перспективы у страны скрыты в тумане. Британском.